Молодой сегмент формирует будущее
Молодой сегмент формирует будущее

Молодой сегмент формирует будущее
Апарт–отели набирают популярность: самый молодой сегмент рынка уже занимает 7% новостроек. Формально являясь гостиницами, апарты воспринимаются большинством граждан как постоянное жилье.
Сейчас в Петербурге строится около 20 апарт–отелей в общей сложности на 2 тыс. квартир совокупной площадью 300 тыс. м2. В числе застройщиков: "Плаза Лотус групп" (на Конюшенной пл.), "Охта–групп" (на ул. Моисеенко), "Балтийский монолит" (пр. КИМа), "С. Э. Р." (на Поклонной горе), "Файв Стар" (пер. Антоненко), "БестЪ" (ул. Академика Павлова) и другие. Сдача большинства из них намечена на 2014–2016 годы. В этом году введены в эксплуатацию комплексы YE’S от ГК "Пионер" на пересечении пр. Просвещения и ул. Хошимина, Vertical от Becar на Московском пр.
По данным управляющего директора PM NAI Becar Натальи Скаландис, стоимость "квадрата" в апарт–отелях составляет 100–185 тыс. рублей. Для сравнения: средний метр в жилой новостройке Петербурга сегодня продается за 96 тыс. рублей.
Пестрота ассортимента
Пока этот сегмент только формируется, апарт–проекты занимают лишь около 7% от всего строящегося жилья. Классификация этих объектов еще не устоялась. На рынке присутствуют как объекты, по концепции близкие гостиницам (такие, как, например, Staybridge у Московских ворот), так и те, что больше походят на традиционные жилые дома (YE’S). Одни застройщики позиционируют эти дома как апартаменты с обслуживанием (Vertical), другие — как доходные дома (Avenu-Apart от "БестЪ").
Самая яркая тенденция апарт–сегмента — стремительное сближение этого формата с жильем для постоянного проживания. По подсчетам агентства недвижимости Home estate, почти 70% апартаментов граждане покупают для постоянного проживания. Из–за этого Смольный даже обсуждает идею обязать застройщиков, которые возводят апарт–отели, предусматривать в их составе социальную инфраструктуру, как в обычных жилых проектах. Девелоперы уверены, что это затормозит развитие сегмента или даже вовсе поставит на нем крест, так как стоимость "квадрата" в апартах вырастет на 15–20%. При этом хотя многие приобретают такую недвижимость для жизни, чаще всего это не семейные люди. Например, в Avenu–Apart 70% апартаментов — маленькие студии, рассчитанные на одиноких жильцов или бездетные пары.
Кому и зачем
По наблюдениям Елены Плахтий, руководителя отдела маркетинга ГК "БестЪ", среди покупателей апартаментов можно выделить несколько основных типов.
"Первый — люди, которые инвестируют в апарты для сдачи их в аренду. Это покупатели 35–55 лет с доходом выше среднего, очень часто из регионов. Продажи идут дистанционно, люди даже не приезжают, — говорит Елена Плахтий. — Второй вариант — апартаменты нужны для временного проживания как первая квартира. Обычно для этих целей берут студии. Их приобретают петербуржцы 25–30 лет.
Покупатели третьего типа выбирают жилье для себя и ориентируются на длительное проживание, поэтому им важно место, где расположен дом, окружающая инфраструктура. Это петербуржцы 40–55 лет.
Клиенты четвертого типа приобретают жилье для родителей–пенсионеров. Они предпочитают подбирать апартаменты недалеко от своей квартиры. Пятый тип — иногородние студенты, для которых недвижимость покупают родители. Чаще всего они приезжают из Сибири, Казахстана, с Урала, из нефтяных регионов. И, наконец, есть категория клиентов, которым нужно корпоративное жилье для менеджеров высшего и среднего звена крупных компаний".
Впрочем, этими вариантами портретная галерея покупателей не исчерпывается. Например, директор департамента жилой недвижимости Knight Frank St. Petersburg Екатерина Немченко выделяет клиентов, которым требуется так называемая "пиджачная квартира". То есть место, где можно передохнуть, переодеться, провести деловую встречу. Их приобретают бизнесмены с высоким доходом. Для этих целей квартира должна располагаться в центре.
Денежный расчет
Эксперты считают, что за апарт–отелями большое будущее, если власти не вздумают ограничивать этот сегмент какими–либо рамками (например, законодательно выделить данный формат — сейчас такие объекты квалифицируются как гостиницы) или нагрузить на девелоперов обязательства по строительству инфраструктуры.
В Москве апартаменты занимают почти треть от всего первичного рынка. Их преимущество для застройщика в том, что для таких проектов подходят земельные участки, непригодные для жилых зданий.
Арендатор же получает более дешевое жилье со всеми удобствами квартиры. За номер в гостинице нужно платить как минимум 3 тыс. рублей в сутки. Летом ценники взлетают до 5–16 тыс. в сутки. Проживание в апартаментах обойдется в среднем в 40 тыс. рублей в месяц. Летом посуточная плата — 3,5–8 тыс. рублей. При этом не за номер в 15 м2, а за полноценную квартиру от 30 м2.
Если сравнивать с "дикой" арендой (квартиры, которые сдаются нелегально), то апартаменты дороже примерно на 50%. Но их преимущество в том, что арендатор заключает договор о съеме. Это защищает его от неожиданного изменения условий со стороны владельца.
Кроме того, для многих арендаторов (например, тех, кому квартиру оплачивает работодатель) важно иметь подтверждение расходов на жилье. А частные арендодатели чеков не выдают.
К списку